Внуки Святослава, форум группы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Внуки Святослава, форум группы » Разговоры » Колесная лира


Колесная лира

Сообщений 1 страница 20 из 26

1

Кому интересно=)

http://www.folkmusic.ru/folk/instrument … ument_id=7 о инструменте, фотографии, история..

http://www.folkmusic.ru/img/galleries/instruments/13/6prev.jpg http://dk.kulichki.net/fest/puschino/pix/raznotrav_2.jpg

Есть такое понятие – механические музыкальные инструменты. Помимо всего прочего, ими считаются уже ставшие нынче экзотикой музыкальная шкатулка, пианола, а также широко известная, но вышедшая из употребления шарманка. Всяческие механические органы и фортепиано, демонстрировавшиеся нашим предкам в качестве торжества прогресса, по пути этого самого прогресса тихо сошли с финишной прямой.

Смерть полностью самоиграющих инструментов вполне очевидна. В них никак не отражалось, да и не могло, в силу конструкции, отразиться мастерство исполнителя. Даже если постоянно менять валики с новыми мелодиями в механическом фортепиано, она всегда останется неживой красивой игрушкой.
А вот то, что позволяло исполнителю играть самому, пусть даже с помощью каких-то механических приспособлений, существует и до сих пор.
В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии Drehleier, во Франции vielle a roue, в Италии ghironda или lira tedesca. По-русски он называется колесная лира, по-белорусски лера, по-украински колісна ліра, или реля, а по-польски lira korbowa.

Инструмент представляет из себя деревянный корпус, в котором находятся струны и специальное колесо. Справа у него есть ручка, с помощью которой исполнитель крутит колесо. Поворачиваясь, колесо с нанесенной на него канифолью (как у скрипки), задевает струны. Получается этакий бесконечный смычок, пока крутишь ручку – звук идет. Мелодия играется нажатием клавиш на коробке над струнами. При этом специальная тангента прижимает струну, укорачивая её, соответственно, изменяется звук.
В инструменте может быть (в зависимости от мастера и разновидности инструмента) несколько мелодических струн, и несколько бурдонных, издающих постоянный монотонный фоновый звук. Из-за этого, кстати, звук колесной лиры зачастую путают со звуком волынки. Наиболее распространены инструменты с одной-двумя мелодическими струнами и двумя бурдонными.
Бурдонные струны могут крепиться на специальной подставке -“собачке”, которая при резком вращении колеса издает дополнительный зудящий звук, что позволяет исполнителю играть, кроме мелодии, еще и определенный ритмический рисунок.
Современные колесные лиры хроматические, их диапазон составляет две октавы. Клавиши расположены в два ряда по той же логике, что и на фортепиано: верхний ряд дает основные ноты, нижний - полутона.
На лире играют стоя или сидя, причем инструмент держится в наклонном положении, так что клавиши сами отпадают от струны вниз, когда исполнитель их отпускает.
Некоторые современные мастера изготавливают лиры с возвратным механизмом клавиш, однако, такого рода инструменты не получили пока значительного распространения.

Звук колесной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависела от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленное.

Обязательно нужно отметить, что существуют еще, как минимум, два схожих инструмента.
Это, во-первых, шведская никельхарпа, на которой процесс звукоизвлечения очень похож. Колеса на ней нет, исполнитель играет смычком, но зажимает струны все теми же кнопками.
И во-вторых, инструмент, изображения которого встречаются в средневековых источниках, в частности, в энциклопедии музыкальных инструментов Преториуса. Здесь уже процесс обратный – есть колесо, но струны зажимаются пальцами.

Предок колесной лиры появился в Европе уже в раннее средневековье под названием органиструм. Музыковеды и историки инструментов сильно расходятся по поводу того, где, и каким образом он возник, и единого мнения по этому поводу не существует.
Первые изображения органиструма датируются десятым веком. Его изображения встречаются в каменных скульптурных группах в испанских монастырях и соборах (например, кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела). Изображение исполнителей на органиструме присутствует и в знаменитом сборнике средневековой музыки “Cantigas de Santa Maria”.
В то время, для игры на инструменте требовалось два человека– один зажимает клавиши, другой крутит ручку. Органиструм был слишком большим по размеру и тяжелым, чтобы на нем мог свободно мог играть один человек, кроме того, для поворота ручки требовалось прилагать определенные усилия. На таких инструментах исполнялась, в первую очередь, духовная музыка.
Восемь тангентов соответствовали 8 тонам диатонического звукоряда от тона «до». Бурдонные струны были настроены в октаву, центральная (мелодическая) струна – квартой или квинтой ниже верхней бурдонной струны.

Дальнейшее развитие органиструма привело к его логичному уменьшению в размерах.
Новая версия, симфония, выглядела как обычная квадратная или прямоугольная коробка с ручкой и клавишами. Внутри коробки находились струны и колесо.
Распространившись среди уличных и народных музыкантов, а так же в определенных светских кругах, инструмент снова поменял форму. Для его изготовления начали применять корпуса лютни, виолы, ранней гитары, либо специально сконструированные.
Как и у большинства старинных инструментах, разнообразие форм невозможно описать, их были сотни, многие из которых не сохранились.

К XV в. колесная лира теряет популярность и становится инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.
Во времена барокко наступает новый расцвет инструмента. Особенно ярким он был во Франции, где и была придумана «собачка», подставка под бурдонные струны для ритмического акцентирования.
Бывший инструмент слепых сказителей стал модной принадлежностью благородных домов и королевских дворов. Именно тогда его начали украшать драгоценностями и сложным орнаментом. Колесную лиру включали в свои произведения такие композиторы того времени, как Моцарт, Гайдн и Вивальди. А Иероним Босх увековечил лиру в своем триптихе «Ад».
Неудивительно, что инструмент распространился по всей Европе, как Западной, так и Восточной, особенно учитывая удобство и простоту игры на нём.

В Белоруссии, на Украине и в некоторых областях России по дорогам бродили все те же, что и в Европе, певцы-лирники, исполнявшие песни, псалмы и «думки». Инструментом без особых усилий овладевали слепые, увечные люди, а таких среди бродячих музыкантов было немало. Встречались даже однорукие — при этом колесо крутил помощник.
Появление колесной лиры в России в XVII в. ознаменовало собой конец скоморошества. Скоморохов сменили нищие скитальцы — «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир «духовные стихи». Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.
Особое распространение искусство духовного стиха под лиру получило на Украине и в Белоруссии. Еще не так давно, в начале XX века, там существовали специальные артели и даже школы, во главе которых стоял выборный старец, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и известностью среди нищей братии.

А вот в Европе уже спустя столетие, в XIX в., широкая распространенность и популярность лиры чуть было не привела её к полной и окончательной смерти. Светские круги и музыканты перешли на другие инструменты, дающие более богатый звук и ярче оттеняющие мастерство исполнителя. Помимо славянских стран, колесная лира сохранилась только в дальних уголках Франции и Венгрии, где прочно вошла в традицию и стала народным инструментом. В Венгрии она называется tekero, и является частым участником ансамблей народной музыки.

Снова интерес к колесной лире возник в 60-х гг, когда европейские мастера и историки музыки раскопали её в музеях, и построили несколько инструментов по образцу барочных прототипов. К настоящему времени, лира уже прочно заняла свое место среди прочих музыкальных инструментов, и можно говорить о том, что дальнейший упадок ей уже не грозит. Слишком много инструментов сделано, слишком много музыки для них написано, слишком много энтузиастов колесной лиры существует по всему миру, от России до США.

© Виталий Петухов

2

ну теперь-то  я понял что это там крутили в Omnia sol temperat.....
:clap:  :clap:  :clap:
спасибо, Дани!!!

3

картинки хорошие... :drinks:

4

вот здесь можно послушать - http://sch69.narod.ru/mod/1/402/klira/klira.htm  ;)

5

А где можно купить????
Наша нам не нравится, она расстраивается каждые 3 минуты....
А на фото - гениальный Митя Кузнецов, практически  наш земляк!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Отредактировано Дмитрий (2006-01-28 20:48:03)

6

Дмитрий
А спроси у Майка Гуляева! В Вилах же есть колёсная лира, где-то они её достали.

7

или у Вил))

8

А спроси у Майка Гуляева! В Вилах же есть колёсная лира, где-то они её достали.

Дык я ему писал на мыло, дак он не отвечает...
А что, Вилы - это его группа?

9

Да вроде его...  Ну, создана при его участии, по-крайней мере.

Напиши в личку на форуме Археологии, Тол Мириам или Мельницы. Лучше Археологии, чтоб наверняка. Вот. Просто ему щас некогда - впереди фольк-фесты, да и отцом он недавно стал.

10

http://svatoslavforum.mybb.ru/viewtopic.php?id=48  ;)

11

Майк Гуляев по вопросу колёсной лиры отправил меня к группе "Тиливан".
Там мне ответили:
"Колесную лиру сам хочу,но хороших не находил,а сам сделать все ни как не соберусь, но рано или поздно попробую,а что выйдет,посмотрим. Всего доброго. РУСЛАН."
Печально...

12

Дмитрий
Может, через буржуйские магазины? На eBuy, к примеру, всё что хочешь купить можно: от газетных вырезок до нефтяной вышки.

13

Бер
Давай конкретнее. На eBuy не нашёл.

14

флудеры!   :(

15

есть тема про пкуплю/продажу этнических интрументов..

16

Дмитрий
В общем, попереписывавшись кой с какими людьми, пришел к выводу, что рыли -  в принципе, редкость, проще сделать на заказ.
Вот, к примеру, посоветовали Жуковского:

17

Полазай по Вереску, в разделе объявления.

18

от, к примеру, посоветовали Жуковского:

    http://www.gukovski.narod.ru/

Ага, связался! $500!!!!!!!!!!! Офигеть......  :(   :/

19

Ага, связался! $500!!!!!!!!!!! Офигеть......

Дык, с рук продают по 300$ где-то - б\у.
А новая...

20

Ещё сказал, что если из нашей виоланчели делать - то скинет 1000р. Это хорошо.


Вы здесь » Внуки Святослава, форум группы » Разговоры » Колесная лира