Кому интересно=)
http://www.folkmusic.ru/folk/instrument … ument_id=7 о инструменте, фотографии, история..
Есть такое понятие – механические музыкальные инструменты. Помимо всего прочего, ими считаются уже ставшие нынче экзотикой музыкальная шкатулка, пианола, а также широко известная, но вышедшая из употребления шарманка. Всяческие механические органы и фортепиано, демонстрировавшиеся нашим предкам в качестве торжества прогресса, по пути этого самого прогресса тихо сошли с финишной прямой.
Смерть полностью самоиграющих инструментов вполне очевидна. В них никак не отражалось, да и не могло, в силу конструкции, отразиться мастерство исполнителя. Даже если постоянно менять валики с новыми мелодиями в механическом фортепиано, она всегда останется неживой красивой игрушкой.
А вот то, что позволяло исполнителю играть самому, пусть даже с помощью каких-то механических приспособлений, существует и до сих пор.
В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии Drehleier, во Франции vielle a roue, в Италии ghironda или lira tedesca. По-русски он называется колесная лира, по-белорусски лера, по-украински колісна ліра, или реля, а по-польски lira korbowa.
Инструмент представляет из себя деревянный корпус, в котором находятся струны и специальное колесо. Справа у него есть ручка, с помощью которой исполнитель крутит колесо. Поворачиваясь, колесо с нанесенной на него канифолью (как у скрипки), задевает струны. Получается этакий бесконечный смычок, пока крутишь ручку – звук идет. Мелодия играется нажатием клавиш на коробке над струнами. При этом специальная тангента прижимает струну, укорачивая её, соответственно, изменяется звук.
В инструменте может быть (в зависимости от мастера и разновидности инструмента) несколько мелодических струн, и несколько бурдонных, издающих постоянный монотонный фоновый звук. Из-за этого, кстати, звук колесной лиры зачастую путают со звуком волынки. Наиболее распространены инструменты с одной-двумя мелодическими струнами и двумя бурдонными.
Бурдонные струны могут крепиться на специальной подставке -“собачке”, которая при резком вращении колеса издает дополнительный зудящий звук, что позволяет исполнителю играть, кроме мелодии, еще и определенный ритмический рисунок.
Современные колесные лиры хроматические, их диапазон составляет две октавы. Клавиши расположены в два ряда по той же логике, что и на фортепиано: верхний ряд дает основные ноты, нижний - полутона.
На лире играют стоя или сидя, причем инструмент держится в наклонном положении, так что клавиши сами отпадают от струны вниз, когда исполнитель их отпускает.
Некоторые современные мастера изготавливают лиры с возвратным механизмом клавиш, однако, такого рода инструменты не получили пока значительного распространения.
Звук колесной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависела от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленное.
Обязательно нужно отметить, что существуют еще, как минимум, два схожих инструмента.
Это, во-первых, шведская никельхарпа, на которой процесс звукоизвлечения очень похож. Колеса на ней нет, исполнитель играет смычком, но зажимает струны все теми же кнопками.
И во-вторых, инструмент, изображения которого встречаются в средневековых источниках, в частности, в энциклопедии музыкальных инструментов Преториуса. Здесь уже процесс обратный – есть колесо, но струны зажимаются пальцами.
Предок колесной лиры появился в Европе уже в раннее средневековье под названием органиструм. Музыковеды и историки инструментов сильно расходятся по поводу того, где, и каким образом он возник, и единого мнения по этому поводу не существует.
Первые изображения органиструма датируются десятым веком. Его изображения встречаются в каменных скульптурных группах в испанских монастырях и соборах (например, кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела). Изображение исполнителей на органиструме присутствует и в знаменитом сборнике средневековой музыки “Cantigas de Santa Maria”.
В то время, для игры на инструменте требовалось два человека– один зажимает клавиши, другой крутит ручку. Органиструм был слишком большим по размеру и тяжелым, чтобы на нем мог свободно мог играть один человек, кроме того, для поворота ручки требовалось прилагать определенные усилия. На таких инструментах исполнялась, в первую очередь, духовная музыка.
Восемь тангентов соответствовали 8 тонам диатонического звукоряда от тона «до». Бурдонные струны были настроены в октаву, центральная (мелодическая) струна – квартой или квинтой ниже верхней бурдонной струны.
Дальнейшее развитие органиструма привело к его логичному уменьшению в размерах.
Новая версия, симфония, выглядела как обычная квадратная или прямоугольная коробка с ручкой и клавишами. Внутри коробки находились струны и колесо.
Распространившись среди уличных и народных музыкантов, а так же в определенных светских кругах, инструмент снова поменял форму. Для его изготовления начали применять корпуса лютни, виолы, ранней гитары, либо специально сконструированные.
Как и у большинства старинных инструментах, разнообразие форм невозможно описать, их были сотни, многие из которых не сохранились.
К XV в. колесная лира теряет популярность и становится инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.
Во времена барокко наступает новый расцвет инструмента. Особенно ярким он был во Франции, где и была придумана «собачка», подставка под бурдонные струны для ритмического акцентирования.
Бывший инструмент слепых сказителей стал модной принадлежностью благородных домов и королевских дворов. Именно тогда его начали украшать драгоценностями и сложным орнаментом. Колесную лиру включали в свои произведения такие композиторы того времени, как Моцарт, Гайдн и Вивальди. А Иероним Босх увековечил лиру в своем триптихе «Ад».
Неудивительно, что инструмент распространился по всей Европе, как Западной, так и Восточной, особенно учитывая удобство и простоту игры на нём.
В Белоруссии, на Украине и в некоторых областях России по дорогам бродили все те же, что и в Европе, певцы-лирники, исполнявшие песни, псалмы и «думки». Инструментом без особых усилий овладевали слепые, увечные люди, а таких среди бродячих музыкантов было немало. Встречались даже однорукие — при этом колесо крутил помощник.
Появление колесной лиры в России в XVII в. ознаменовало собой конец скоморошества. Скоморохов сменили нищие скитальцы — «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир «духовные стихи». Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.
Особое распространение искусство духовного стиха под лиру получило на Украине и в Белоруссии. Еще не так давно, в начале XX века, там существовали специальные артели и даже школы, во главе которых стоял выборный старец, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и известностью среди нищей братии.
А вот в Европе уже спустя столетие, в XIX в., широкая распространенность и популярность лиры чуть было не привела её к полной и окончательной смерти. Светские круги и музыканты перешли на другие инструменты, дающие более богатый звук и ярче оттеняющие мастерство исполнителя. Помимо славянских стран, колесная лира сохранилась только в дальних уголках Франции и Венгрии, где прочно вошла в традицию и стала народным инструментом. В Венгрии она называется tekero, и является частым участником ансамблей народной музыки.
Снова интерес к колесной лире возник в 60-х гг, когда европейские мастера и историки музыки раскопали её в музеях, и построили несколько инструментов по образцу барочных прототипов. К настоящему времени, лира уже прочно заняла свое место среди прочих музыкальных инструментов, и можно говорить о том, что дальнейший упадок ей уже не грозит. Слишком много инструментов сделано, слишком много музыки для них написано, слишком много энтузиастов колесной лиры существует по всему миру, от России до США.
© Виталий Петухов